Титова Светлана Николаевна воспитатель и логопед
долгосрочный проектМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1
Педагогический проект «В мире звуков и букв»
Разработчик проекта: Воспитатель: Титова Светлана Николаевна Сроки реализации проекта: 6 месяцев (октябрь – март) География проекта:саратовская обл рп екатериновка
2016 – 2017г Содержание проекта
"В мире звуков и букв"
«Основная задача обучения грамоте в подготовительной группе- формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова» (Л.Е.Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001)
Актуальность. Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность. Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв. В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию я знакомила детей подготовительной группы с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий, мониторинга на начало года, было выявлено, что дети путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать поющимся?» и подобные вопросы. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Но в группе выявилось больше 60% детей, которые испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать в подготовительной группе и что они знают. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв». . Решая проблему проекта, я поставила следующую цель: Учить детей проводить звука- буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности.
Задачи: Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить. Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки. Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов. Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги. Знакомить с символами, которые обозначают звуки. Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта. Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок. Развивать творческие способности.Тип проекта: педагогический. По числу участников проекта: групповой По продолжительности: долгосрочный – 6 месяцев По характеру контактов: в рамках ДОУ. По методам доминирующим в проекте: практико – ориентированные
Календарный план выполнения проекта.
Для успешной реализации проекта мы использовали методы: Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве. Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint. Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Такие разные буквы», фотоотчёта о проделанной работе.
В завершающем этапе я планирую получить такие результаты:
Дети: получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности. Оценивая эффективность в работе с детьми, я проведу:
Родители: получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми при выполнении творческих работ. Оценивая эффективность в работе с родителями, я проведу:
Мной будут созданы условия по реализации проекта: 1. Кадровые ресурсы: воспитатель 2. Материально – технические ресурсы: ИКТ фотоаппарат магнитофон 3. Информационные ресурсы: папки-передвижки рассказы для детей о словах и буквах просмотр видео о звуках и буквах интернет ресурсы (страница в Контакте)
7 октября 2016 в 10:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.