Титова Светлана Николаевна воспитатель и логопед

долгосрочный проект

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«В мире звуков и букв»

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик проекта:

Воспитатель: Титова Светлана Николаевна

Сроки реализации проекта:

6 месяцев (октябрь – март)

География проекта:саратовская обл рп екатериновка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 – 2017г

Содержание проекта 

 

"В мире звуков и букв"

 

«Основная задача обучения грамоте в подготовительной группе- формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова»

(Л.Е.Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001)

 

Актуальность.

Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию я знакомила детей подготовительной группы с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква,  чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий, мониторинга на начало года, было выявлено, что дети  путают эти понятия,  с трудом запоминают  графические образы букв,  затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать поющимся?» и подобные вопросы.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Но в группе выявилось больше 60%  детей, которые испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать в подготовительной группе и что они знают. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».

.

Решая проблему проекта, я поставила следующую цель:

Учить детей проводить звука- буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности.

 

Задачи:

Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить. Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки. Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.  Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги. Знакомить с символами, которые обозначают звуки. Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта. Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок. Развивать творческие способности.

Тип проекта: педагогический. 

По числу участников проекта: групповой

По продолжительности:  долгосрочный – 6 месяцев

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По методам доминирующим в проекте: практико – ориентированные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный план выполнения проекта.

Этапы реализации проекта.

Сроки реализации.

Содержание

Ответственные

(участники)

Прогнозируемый результат

Подготовительный этап –

1 месяц

Октябрь

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель

Титова С.Н.

родители                           

Сформированы цели и задачи.

Распределение функциональных обязанностей между разработчиками проекта.

Обязанности распределены.

Проведение мониторинга детей, на выявление первостепенности решаемых в проекте задач.

Выявлено, какие проблемы будут решаться в первую очередь.

Подбор наглядно-дидактического материала.

Приготовлены карточки со слова и схемой, разноцветные круги, картинки на звуки в словах в разных позициях, картинки А4 «На что похожа буква», картотека игр на развитие фонематического слуха.

Оформление папки-передвижки - информирование родителей по теме проекта (актуальность и значимость).

Родители заинтересованы в помощи по реализации проекта.

Технологический

4 месяца

Ноябрь-

февраль

1 раз в неделю

Проведение занятий по обучению грамоте

Воспитатель

Титова С.Н

 (дети)

Дети научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.

Ноябрь,

январь

 

Размещение наглядно - информационного материала для родителей.

Воспитатель:

Титова С.Н

 (родители)

Ноябрь-

февраль

1 раз в неделю

Проведение логопятиминуток

Воспитатель:

Титова С.Н

 (дети)

Ноябрь-

март

2 раза в месяц

Показ презентаций для детей средствами PowerPoint.

Воспитатель

Титова С.Н

(дети)

Дети научаться подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

Ноябрь-

март

2 раза в месяц

Проведение совместной деятельности – рисование на тему «Весёлые буквы».

Дети познакомятся с буквами. Собраны рисунки детей для Азбуки.

Ноябрь-

март

1 раз в неделю

Пятиминутки «Рисуем по клеточкам»

Дети научатся писать буквы печатно.

Январь-

февраль

Конкурс «Сделай букву сам»

Воспитатель Воронцова Н.С.

(родители)

В раздевалке оформлена выставка «Такие разные буквы»

Февраль

Проведение нетрадиционного родительского собрания в форме соревнования.

Воспитатель

Титова С.Н

(дети, родители)

Родители получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова.

Дети и родители получат эмоциональный отклик.

Декабрь-

март

1 раз в неделю

Индивидуальная работа с отстающими детьми.

Воспитатель

Титова С.Н

(дети)

Дети, которые не посещали ДОО или  не усвоили материал, «догонят» своих сверстников по данной теме проекта.

                 Завершающий этап

                        1 месяц

Март

Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.

Воспитатель

Титова С.Н

Воспитатели и учитель-логопед увидят из результатов мониторинга все «плюсы» и «минусы» допущенные в ходе работы над проектом.

Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.

Воспитатель

Титова С.Н

Родители, педагоги ДОО познакомятся наглядно, как «протекал» проект.

                                                                               

Оформление Азбуки.

Воспитатель

Титова С.Н

(родители)

Для каждого ребёнка оформлена Азбука с его рисунками букв и подбором картинок на буквы.

Дети знают буквы, умеют подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

Итоговое обобщающие открытое НОД «В стране звуков и букв»

Воспитатель

Титова С.Н

(дети)

Родители увидят, чему научились дети по теме проекта.

Дети умеют проводить звуковой анализ слов.

Анкетирование «Звук и буква»

Воспитатель Титова С.Н

(родители)

Оценена эффективность проекта в работе с родителями.

Презентация проекта.

Воспитатель Титова С.Н

(педагоги ДОУ)

Опыт работы по проекту распространится среди воспитателей ДОО.

 

Для успешной реализации проекта мы использовали методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание                                    стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа              с использованием цветных кругов, оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, альбомов,  графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Такие разные буквы», фотоотчёта о проделанной работе.

 

 

 

 

В завершающем этапе я  планирую получить такие результаты:

 

Дети: получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности.

Оценивая эффективность в работе с детьми, я проведу:

  1. Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.
  2. Итоговое обобщающие игровое занятие «В стране звуков и букв».

Родители: получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми при выполнении творческих работ.

Оценивая эффективность в работе с родителями, я проведу:

  1. Анкетирование «Звук и буква».

Мной будут созданы условия по реализации проекта:

1. Кадровые ресурсы:    воспитатель

2.  Материально – технические ресурсы:     ИКТ

                                                                  фотоаппарат

                                                                  магнитофон

3. Информационные ресурсы:    папки-передвижки

                                                 рассказы для детей о словах и буквах

                                                 просмотр видео о звуках и буквах

                                                 интернет ресурсы (страница в Контакте)

 

7 октября 2016 в 10:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.